С увольнением в своей трудовой жизни, наверное, сталкивался каждый.
Кто-то перерос занимаемую должность, кто-то не вписался в коллектив, не
справился с обязанностями или попал под горячую руку шефа-самодура —
вот и повод покинуть компанию.
Но прежде чем подавать заявление об увольнении, постарайтесь понять
истинные мотивы вашего желания. Откровенно поговорите с руководителем:
возможно, ваше положение можно изменить и увольняться не придется.
«До начала поисков новой работы обсудите с руководителем, что вас не
утраивает и к чему вы стремитесь, — советует Алексей Романовский,
руководитель департамента персонала компании. — Даже если у вас сложные
отношения с руководителем, скорее всего, он оценит вашу открытость, не
воспримет ваш ход как шантаж, и если заинтересован в вас, то предпримет
шаги, чтобы удержать вас».
Мария Жукова, руководитель HR-департамента крупной компании,
подчеркивает, что многие сотрудники недооценивают свои возможности
влиять на компанию, не верят, что могут внести изменения в существующие
процессы. Часто оказывается, что за формальными причинами ухода («не
нашел общего языка с коллегами», «меня не ценят»), стоят конкретные
проблемы, за решение которых компания будет вам благодарна.
«Например, отсутствие взаимопонимания с коллегами может быть связано с
тем, что у отдела, в котором вы работаете, или лично у вас не определен
круг полномочий, — объясняет она. — Как только коллегам станет понятно,
решение каких вопросов находятся в вашей компетенции, вы сразу же
сможете наладить с ними эффективное сотрудничество.
Если же вам кажется, что расти больше некуда, также обсудите этот
вопрос с руководством. Вполне возможно, что компания как раз
рассматривает кандидатов на новую должность и будет только рада
поручить ее вам, как опытному и ответственному специалисту, знающему
специфику бизнеса. Таким образом, любой сотрудник, если приложит
усилия, может успешно перемещаться в компании, находить новые сферы
применения своих знаний и постоянно расширять компетенцию».
Факторы, свидетельствующие «против» работы в этой компании перевешивают?Увольняйтесь, чего тянуть?
Уйти из компании можно молча, по-английски. Можно попрощаться с бывшими
коллегами, устроив вечеринку. А можно устроить скандал, после которого
вас точно не забудут.
«У всех свои внутренние критерии порядочности действий. У
каждого человека могут быть абсолютно разные причины ухода, разные
взаимоотношения с компанией. Она ведь также может позволять себе
«неправильные» действия в отношении сотрудников, — комментирует
Светлана Куличева, руководитель группы подбора персонала направления
«Производство» кадрового центра. — Поэтому действия человека при
увольнении зависят от ситуации».
Увольнение — это прежде всего трамплин для будущего трудоустройства. И
если рассматривать процесс ухода именно с этой точки зрения, можно
избежать многих соблазнов, которые подстерегают увольняющихся.
Главная ошибка — уходя, высказать начальнику и коллегам все, что вы
думаете о них и об этой «шаражке». Представителям публичных профессий
этого объяснять не нужно: они прекрасно знают, что слово не воробей,
особенно в эпоху интернета. Соблюдение бизнес-этики высоко ценится в
любой отрасли.
Светлана Куличева напоминает, что об увольнении обязательно необходимо
предупреждать заранее и не подводить коллег и компанию. «В случае
правильного увольнения сотрудник заранее сообщает, что не готов
развиваться в данной области. «Нужно довести проект, в котором был
задействован, до логического завершения. Привести всю информацию в
такой вид, чтобы новый сотрудник смог как можно быстрее адаптироваться
и компания не понесла убытков. Нужно расставаться с компанией на
позитиве и не терять старых связей.
Классический пример неправильного увольнения: человек уходит
посредине проекта, когда нет замены и компания несет убытки, плюс
перегруженные сотрудники, которые вынуждены взять на себя работу
ушедшего.
Согласен с этим и Алексей Романовский: «Неожиданное увольнение — это
несолидный подход и неуважительно к компании. Ведь понятно, что за две
недели найти замену и передать дела нереально.
Поэтому договоритесь с руководителем о плановом расставании, чтобы вам
спокойно нашли замену и вы передали свои дела. В таком случае вы имеете
больше шансов найти взаимовыгодный компромисс, взвешенно найти новую
идеальную работу и сохранить хорошие отношения, которые позволят вам
при желании вернуться в компанию».
В то же время переубеждать беглеца, чтобы остался, при таких
обстоятельствах — весьма сомнительный ход. Человек уже открыто
продемонстрировал свое отношение к руководителю и компании. Надеяться
на его лояльность в будущем наивно.
Многие
полагают, что затевать обсуждение увольнения вообще целесообразно,
когда на руках есть предложение от будущего работодателя, который
позволит быть хозяином положения и даже удачно поторговаться. Очень
вероятно, что это будет «пиррова победа» — прижатый обстоятельствами
руководитель пойдет на крупную уступку, но только временно. Можно не
сомневаться, что он немедленно начнет искать замену слабому звену.
Очень скоро ситуация может развернуться диаметрально, и уже нелояльному
сотруднику придется судорожно подыскивать себе место. Но хорошие
рекомендации от руководителя уже не гарантированы.
|