Разработчики офисного программного обеспечения давно не стесняются, рекламируя свой товар, напирать на его "шпионские" возможности. "Если, например, установить программу VoiceSpy на компьютерах на работе в офисе, можно будет прослушивать разговоры сотрудников или подчиненных и, возможно, это позволит получить важную для вас информацию. - в открытую расхваливает свой продукт разработчики. Подобные программы используют для слежения за разговорами, которые ведутся через определенный компьютер в различных VoIP интернет-"звонилках". Они позволяют вести прослушивание Skype, ICQ, Mail-agent и любых других программ для голосового общения в сети.
И это не единственный пример. Среди производителей таких систем стало уже традицией заманивать потенциального покупателя перспективой "шпионских игр". Например, анонсируя выход на рынок версии 3CX Phone System v. 8 ее создатели не преминули подчеркнуть, что "в новой версии реализованы расширенные возможности колцентра" и в частности - "функция "Call Barge-In" ("вклинивание" в разговор), которая позволяет руководству прослушивать разговоры подчиненных". И такие системы на сегодняшний день установлены более чем в 10 тыс. компаний по всему миру.
Помимо "окучивания" телефонных разговоров, есть программы, способные отслеживать электронную переписку подчиненных, видеонаблюдение, как через персональный монитор работника, так и через скрытно установленные видеокамеры. То есть при нынешних технических возможностях начальство, появись у него такое желание, легко может отследить любой шаг своего сотрудника.
И такое желание - далеко не редкость. По результатам опроса портала SuperJob.ru, контролирует переписку своих сотрудников по корпоративной электронной почте 28% российских компаний, 7% отслеживают коммуникации при помощи интернет-мессенджеров, а 3% - общение по Skype. "Неудивительно, что контролировать сотрудников чаще предпочитают в крупных компаниях, - уточняют в SuperJob.ru. - Как правило, у таких фирм для этого больше возможностей. И если среди небольших организаций (численность персонала до 50 человек) всю электронную корреспонденцию (почту, мессенджеры, Skype) отслеживает менее трети (30%), то среди работодателей, у которых трудится свыше 5000 человек, - более половины (52%)".
Мотивация начальников вполне благообразна. Они таким образом проверяют лояльность подчиненных к себе лично и к компании в целом, отслеживают попытки недобросовестного использования подчиненными служебного положения (откаты, разглашение коммерческой тайны) и в общем контролируют, с толком ли сотрудники тратят рабочее время. Ведь идеальных подчиненных не бывает, а многие вообще готовы работать только "из-под палки". Например, по результатам того же опроса пользуются рабочей почтой в личных целях 41% работающих россиян. Кроме того, чаще остальных корпоративную почту для собственных нужд используют сотрудники, зарабатывающие свыше 45 тыс. рублей ежемесячно (46%). То есть их "простой" работодателю обходится дороже.
Ряд российских компаний в вопросах контроля за подчиненными ищет компромиссные варианты. Например, там, где должностные обязанности не требуют постоянного присутствия "на связи", сотрудников элементарно от этой связи "отсекают". Так, по словам источника в "Номос-банке", многие подразделения этой финансовой структуры просто отключены от Интернета. По данным SuperJob.ru, лишены возможности пользоваться электронными средствами коммуникации сотрудники в 13% отечественных организаций. В других компаниях практикуется лимитирование времени телефонного разговора - через 5, 10 или 15 минут телефонная связь автоматически обрывается.
И это не сугубо российская проблема, над ней "ломают голову" во всем мире. В недавнем опросе, проведенном Trend Micro среди 200 директоров отделов ИТ, 75% опрошенных отметили, что пытаются бороться с несанкционированным доступом сотрудников в Интернет из офиса. А почти 70% ответственных лиц рассматривают возможность полного запрета доступа к определенным веб-сайтам, таким как интернет-магазины или социальные сети. Однако в период информационного бума должностей, не требующих получения онлайн-информации из внешних источников, становится все меньше. Так что полумеры проблему не решают.
С другой стороны, тотальный контроль за подчиненными в рабочее время не только полезен любой фирме, но и вреден. Эксперты отмечают, что любое усиление безопасности неизбежно влечет снижение функциональности. И в 59% российских компаний заявляют, что вообще не контролируют переписку, осуществляемую сотрудниками на рабочих местах. "Мы доверяем своим сотрудникам"; "А зачем ограничивать людей в общении? Если человек не умеет работать, то никакие ограничения не помогут", - комментируют они.
Число сторонников "слежки" за персоналом, между тем, растет. Однако такая практика не только идет вразрез с общепринятой моралью, но и сомнительна с юридической точки зрения. Согласно Конституции РФ, каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, а также на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений и ограничение этого права возможно только на основании судебного решения. Эти права подкрепляются и другими законами РФ (например, статьями 137, 138 и 272 Уголовного кодекса, и законом "О персональных данных"). "Сквозная перлюстрация служебной почты и иных электронных средств коммуникации, практикуемая некоторыми компаниями в целях защиты коммерческой тайны, видится незаконной, поскольку нарушает Конституцию. Ссылки работодателей на то, что переписка ведется с использованием служебных технических средств, на наш взгляд, несостоятельны, - пояснил "Росбалту" руководитель департамента судебной практики "Северо-Западного юридического центра" Дмитрий Чернокальцев. - На наш взгляд, не имеет никакого значения, осуществляется ли переписка с помощью служебных средств коммуникации или с использованием личных, нарушение тайны этой переписки - незаконно".
Чтобы в какой-то мере обезопасить себя от судебных исков за нарушение тайны переписки, работодатели изобрели три модели отношений. Либо каждый работник заранее устно извещается об отслеживании его сетевой и телефонной активности, либо работники дают письменное согласие на ознакомление с их перепиской и иными сообщениями, либо "слежка" ведется тайно, а письменное разрешение на вскрытие переписки у подчиненного берется только при расследовании инцидента. Однако особой правовой силы эти меры не имеют.
"Условие трудового договора, позволяющее читать все входящие и исходящие сообщения с личной или служебной электронной почты, ICQ или Skype, должно быть признано судом недействительным", - считает Чернокальцев. Он уточнил, что фиксация факта использования служебных средств коммуникации в личных целях и чтение личной переписки - это два разных действия. "И если первое из них вполне резонное и законное требование работодателя, то второе может повлечь за собой ответственность, установленную действующим законодательством, в том числе уголовную, - констатировал юрист. - Лицо, чьи личные неимущественные права были нарушены таким способом, имеет право требовать возмещения морального вреда".
Впрочем, массовая правовая безграмотность россиян давно стала притчей во языцех. И слежку за подчиненными практикует не только частный бизнес, но и государственные институты. В марте нынешнего года волгоградские следственные органы решали вопрос о возбуждении уголовного дела по фактам установки прослушивающих устройств в одной из районных администраций города (сотрудникам администрации было дано указание подписать согласие на прослушивание телефонных разговоров). Похожие сообщения в этом году приходили и из других регионов, но подавались не с точки зрения нарушения прав человека, а с некоторым даже административным восторгом - как антикоррупционные инициативы.
И, похоже, судебные иски отдельных юридически подкованных жалобщиков ситуацию не переломят. Как, впрочем, не меняют ситуацию регулярные скандалы на Западе, где офисная слежка, несмотря на торжество демократии, "цветет" в не меньших масштабах. Достаточно вспомнить январскую бучу в "Дойче Банке", когда служба безопасности для слежки за менеджерами-логистиками наняла частных детективов.
Более того, в силу лучшей технической продвинутости Запад в данном вопросе Россию давно перегнал. Например, там практикуются такие методы оценки эффективности труда подчиненного, как замер скорости, с которой он стучит пальцами по компьютерной клавиатуре. А по результатам исследования журнала Fortune, накапливают и при необходимости используют медицинскую информацию о человеке (данные о его болезнях, травмах, употреблении алкоголя и наркотиков и т.д.) 35% ведущих компаний США.
Российские компании пока до этого не дошли, но такой зарубежный опыт российский бизнес всегда готов перенять в первую очередь. А, значит, каждому российскому офисному работнику нужно быть готовым к новой моде на корпоративную шпиономанию.
Автор: Игорь Чубаха
|