Когда малыш направляется в школу, складывается новая социальная ситуация, требующая пересмотра сложившихся взаимоотношений.
В каждой семье существуют свои нюансы построения общения с детьми,
но все их многообразие может быть сведено к трем основным направлениям,
так называемым стилям общения: авторитетный, авторитарный и
попустительский.
Для чего необходимо знать о стиле общения? Потому что неправильно выбранный стиль общения может:
- Подавить душевные и творческие порывы ребенка;
- Остановить развитие его способностей;
- Заглушить проявления индивидуальности;
- Лишить ребенка жизненно необходимых навыков и умений.
В зависимости от типа воспитания можно выделить различные типы детей.
Авторитетные родители – инициативные, добрые дети.
Авторитетны те родители, которые любят и понимают детей, предпочитая
не наказывать их, а объяснять им, что хорошо, что плохо, и почему, не
опасаясь лишний раз похвалить. Они требуют от детей осмысленного
поведения и стараются помочь им, чутко относятся к их запросам, однако,
при этом не потакают детским капризам.
Дети у таких родителей обычно любознательны, стараются обосновать, а
не навязать свою точку зрения, они ответственно относятся к своим
обязанностям. Им легче дается усвоение социально приемлемых и
одобряемых форм поведения. Они более энергичны и уверены в себе, у них
лучше развиты чувство собственного достоинства и самоконтроль. Им легче
налаживать отношения со сверстниками.
Авторитарные родители – раздражительные, склонные к конфликтам дети.
Авторитарные родители считают, что ребенку не следует предоставлять
слишком много свободы и прав, что он должен беспрекословно подчиняться
их воде и авторитету. Они стремятся выработать у ребенка
дисциплинированность, не оставляя ему возможности для выбора вариантов
поведения, ограничивают его самостоятельность, лишают права возражать
старшим, даже если ребенок прав. Взрослый всегда прав! Если взрослый не прав, смотри выше! Жесткий
контроль за поведением – основа их воспитания, которое зачастую не идет
дальше суровых запретов, выговоров и нередко физических наказаний.
У детей при таком воспитании формируется лишь механизм внешнего
контроля, развивается чувство вины и страха перед наказанием и, как
правило, слабый самоконтроль, если он вообще проявляется.
Попустительствующие родители – импульсивные, агрессивные дети.
Такие родители, как правило, не склонны контролировать своих детей,
позволяя им поступать, как заблагорассудится, вплоть до того, что не
обращают внимания на вспышки гнева и агрессивности поведения, не
требуют от них ответственности, самостоятельности.
Такой тип воспитания приводит к тому, что у детей не возникает
желания усваивать социальные нормы поведения, не формируется
самоконтроль и чувство ответственности. Они всеми силами избегают всего
нового, неожиданного, неизвестного из опасения избрать неверную форму
поведения при столкновении с этим новым.
Как складываются ваши отношения с детьми? Кому же не хочется
получить ответ на этот вопрос! Известный отечественный психолог Р.
Овчарова для получения ответа тест-игру. Отметьте те фразы, которые Вы
часто употребляете в общении с детьми:
Фразы |
Баллы |
1. Сколько раз тебе повторять! |
2 |
2. Посоветуй мне, пожалуйста |
2 |
3. Не знаю, что бы я без тебя делала |
1 |
4. И в кого ты такой уродился? |
2 |
5. Какие у тебя замечательные друзья |
1 |
6. Ну на кого ты похож! |
2 |
7. Я в твое время!.. |
2 |
8. Ты моя опора и помощник. |
1 |
9. Ну что за друзья у тебя! |
2 |
10. О чем ты только думаешь! |
2 |
11. Какая ты у меня умница! |
1 |
12. А как ты считаешь, сынок? |
1 |
13. У всех дети, как дети, а ты? |
2 |
14. Какой ты у меня сообразительный! |
1 |
Теперь подсчитайте общее количество баллов.
7 – 8 баллов – вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне
любит и уважает вас ваши отношения способствуют гармоничному
становлению личности.
10 – 12 баллов – вы непоследовательны в отношениях с
ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда бывает откровенен с вами.
Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.
Конечно, эта игра – лишь намек на реальное положение дел, и вместе с тем - информация к размышлению.
|